«80% детей с аутизмом можно обучать в обычных школах»
Фото: Анастасия Хаски / «Русская планета»

Фото: Анастасия Хаски / «Русская планета»

Как работает в Костроме фонд для людей с аутизмом

Встреча с руководителем фонда Анной Добрецовой проходит в одном из баров города. Рестораторы часто идут навстречу фонду, предоставляя свои заведения для проведения различных занятий и мастер-классов. В этот раз перед 8 марта собрались девочки с аутизмом и их мамы. Профессиональные повара будут учить детей печь пряники. Главная проблема аутистов — неумение общаться, поэтому подобные занятия нацелены на то, чтобы найти к ребенку подход и установить с ним контакт.

Для Анны интерес к детям с аутизмом начался еще в студенческие годы, когда была выбрана тема дипломной работы. Девушку заинтересовали замкнутые дети, которые казались ей полной противоположностью себя — общительной и открытой. Чтобы наблюдать детей с аутистическими расстройствами, в 2004 году Анна Добрецова поехала волонтером на пять недель в летний лагерь для детей-аутистов, который был организован фондом из Санкт-Петербурга. Приобретенный опыт дал возможность начать заниматься с особыми детьми в Костроме. Первой стала маленькая девочка Маша, которая была полностью погружена в свой внутренний мир. Изначально с ней нужно было установить контакт. Это удалось сделать благодаря повторению практик, увиденных в летнем лагере.

– Анна, расскажите, как появился благотворительный фонд помощи детям и взрослым с особенностями развития «Открыть мир», и какие задачи ставились в первые годы работы?

– Официальной датой открытия фонда считается 3 марта 2006 года. В этом году нам исполняется 10 лет. Сначала мы просто хотели проводить занятия с детьми, рассчитывали, что, в основном, будем заниматься с дошкольниками. У нас проходили занятия с дефектологом, психологом, дети были задействованы в арт-терапии, игровых формах обучения и музыкальных занятиях. Со временем масштабы увеличились: стали проходить кулинарные праздники и мастер-классы. Есть программа летнего лагеря, где дети проводят время с родителями, волонтерами, педагогами и обычными детьми. В 2015 году впервые был организован зимний лагерь. Для детей с аутизмом подобная смена среды помогает наладить общение, лучше узнать окружающий мир. После каникул, проведенных в лагере, у детей есть шанс получить новые навыки, стать более самостоятельными и открытыми.

Фото: Анастасия Хаски / «Русская планета»

– В чем заключается сложность адаптации детей с аутизмом?

– Особым детям сложно устанавливать контакт, в окружающем мире для них слишком много всего непонятного. Им свойственно чувство страха и тревоги. Из-за того, что многие не умеют общаться, им трудно применять какие-либо умения и навыки. Любая новая ситуация для них может стать стрессовой, так как они не знают, как действовать. Нужно вырабатывать определенный алгоритм с моделями поведения в определенных ситуациях. Нужно, чтобы ребенок знал, как себя вести. Раньше считалось, что только 20% особых детей могут адаптироваться к нормальной жизни. Сейчас ситуация поменялась: 80% детей с аутизмом можно обучать в обычных общеобразовательных учреждениях, но для этого нужны специальные методики и профессиональные специалисты. Но при этом не нужно забывать, что есть категория людей с аутизмом, которых считают низкофункциональными. Они никогда не смогут разговаривать и самостоятельно жить.

– С какими трудностями приходится сталкиваться особым детям в Костроме?

– В первую очередь, недостаточна диагностика аутизма: он непонятен, его причины неизвестны. Также из-за недостатка финансового ресурса есть нехватка педагогов, сказывается отсутствие знаний современных эффективных методик, например, альтернативной коммуникации и прикладного анализа поведения. Обучение подобным методикам может стоить порядка 50-60 тысяч рублей. Для педагога из небольшого города эта сумма может быть неподъемной. Сейчас мы разрабатываем проект для инклюзивного обучения, которое подразумевает, что дети с аутизмом смогут учиться в обычной школе при поддержке специальных педагогов и тьюторов. В отдельном классе у особых детей появится наставник, который будет с ним находиться и заниматься по специальной программе обучения. Сейчас у нас запущен сбор средств для того, чтобы педагоги прошли нужное обучение по программе организации эффективных занятий детей с аутизмом. Если нужная сумма будет набрана, то уже к следующему учебному году инклюзивный класс будет запущен. Сейчас мы учимся на прикладном анализе поведения — это самая эффективная методика, которая применяется во всем мире для детей с аутизмом, помогает убрать нежелательное поведение и приобрести новые навыки.

Фото: Анастасия Хаски / «Русская планета»

– Можно ли в раннем возрасте распознать у ребенка аутизм?

– У специалистов нет единого мнения, можно ли диагностировать проявления аутизма у грудных детей, но в возрасте от одного года симптомы проявляются ярче. Очевидными они становятся к двум-трем годам, также у мальчиков заболевание распространено в 4 раза, чем у девочек. В последнее время диагноз ставят чаще. Возможно, благодаря тому, что лучше научились распознавать симптомы, одним из которых является нарушение социального взаимодействия. Ребенок закрыт, погружен сам в себя. Особые дети позже начинают говорить, у них обостренная чувствительность.

– Есть ли статистика по числу детей, страдающих аутизмом?

– Раньше их были единицы, в последние годы число особых детей растет. Минздрав в 2013 году привел официальную статистику, согласно которой особые дети составляют 1% от общего числа детской популяции. У нас в Костроме охвачено обучением 58 человек в возрасте от 6,5 до 18 лет. Однако, если придерживаться статистики Минздрава, то особых детей в городе должно быть около 500. Возможно, как раз сказывается отсутствие нормальной диагностики. Врачи могут диагностировать задержку речевого или умственного развития, но не ставить при этом аутизм. Как только ребенок получает такой диагноз, его родители могут обратиться в наш фонд. Наша задача — организовать занятия для социально-психологической адаптации детей. Мы даем надежду родителям, благодаря нам они начинают верить в возможности своего ребенка. Для нас важно, чтобы дети с аутизмом могли жить самостоятельно, работать, дружить и любить.

«Вода дохлой псиной воняет» Далее в рубрике «Вода дохлой псиной воняет»Как живут жители костромского Буя в условиях отсутствия чистой воды и предвидятся ли положительные сдвиги в ситуации Читайте в рубрике «Титульная страница» Кошмар на ЮгреЧто произошло, почему и как избежать возможной трагедии с гибелью детей Кошмар на Югре

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»