«Бесы» в Костроме
Фрагмент съемок. Фото предоставлено актером массовки Дмитрием.

Фрагмент съемок. Фото предоставлено актером массовки Дмитрием.

23 августа в уездном городе К. завершились съемки четырехсерийного фильма

Картина снята по одному из самых значительных романов Ф. М. Достоевского, идеи которого, отчасти, не теряют актуальности и в наше неспокойное время.

Близится ночь. Клубы тумана плотными хлопьями окутали улицу, и только цокот копыт в сгустившихся сумерках говорит o быстро приближающемся экипаже. Извозчик торопливо останавливает повозку с единственным пассажиром внутри. Раздается измученный женский голос, настоятельно требующий открыть ворота и немедленно пустить внутрь. Выбежавший на зов Иван Шатов незамедлительно помогает жене своей Марии спуститься и войти в дом…

«Стоп! Снято!». Владимир Хотиненко явно доволен отснятым эпизодом: слышится его же «not bad». А у корреспондента «Русской планеты» появляется несколько минут, чтобы побеседовать с одним из самых известных российских режиссеров современности.

Владимир Иванович всегда следовал принципу никогда не браться за экранизацию классики. Но после вышедшего в 2011 году минисериала o жизни самого Достоевского он принял предложение телеканала «Россия 1».

– Мы знаем, что идем на риск. В настоящее время многие очень агрессивно настроены к нашему кино. Сейчас в куда большем почете комедии, поэтому сразу от некоторых факторов будет зависеть то, насколько мы сможем увлечь зрителя. Первое — это насколько захватывающе будет снят фильм. Второе — насколько самим людям будет интересно, — поделился своими размышлениями режиссер.

Но пока Владимир Хотиненко раздумывал, как увлечь зрителей, повышенное внимание к съемкам возникло у самих костромичей, желавших поучаствовать в отборе актеров для массовки. Кастинг проводила Инна Штеренгарц, работающая с Хотиненко уже около 30 лет. Подбор актеров продолжался до середины августа, за это время было сделано около 300 проб.

Работа будущим статистам предстояла нелегкая, иногда предстояло ждать весь день, чтобы появиться в кадре хотя бы на полчаса: «Я участвовал в съемках 19 и 20 августа. Съемочный день длился долго. Мы приходили в 6 или в 9 утра, а освобождались не раньше 21:00. Платили немного: по 500 рублей за день, поэтому снимались больше за идею, чем за деньги», — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» один из актеров массовки Дмитрий. А оказаться на съемочной площадке представлялось делом поистине заманчивым: «Атмосфера XIX века передана прекрасно. Я сам историк по образованию, до этого снимался еще в двух исторических фильмах. И там, на мой взгляд, уровень был ниже. Очень понравилась работа режиссера и съемочной группы. Сразу видны профессионалы высокого уровня. При этом особо отмечу костюмеров и гримеров. Они подобрали всем костюмы настолько здорово, что я сам ощущал себя человеком из позапрошлого века», — добавляет он.

Кострома — идеальный город для исторических натурных съемок. Еще в 1916 году здсь сняли ленту «Катерина-душегубка» по мотивам повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Эта славная традиция вряд ли завершится в скором времени — где еще найдешь так хорошо сохранившиеся старинные здания, способные послужить декорациями для воссоздания видов губернских провинциальных мест того времени?

Небольшой город на Волге выбирают для своих фильмов многие известные деятели кинематографа. Среди них и Эльдар Рязанов с «Жестоким романсом», и Иван Охлобыстин с «Соловьем-разбойником», и Виталий Москаленко с «Китайским сервизом», и Александр Прошкин с «Доктором Живаго». Не раз был здесь и Никита Михалков, снявший сразу несколько картин: «Сибирский цирюльник», «Очи черные» и «Утомленные солнцем-2. Цитадель». Всего картин, снятых здесь, около ста.

– Ранней весной мы приезжали сюда на выбор натуры. Тогда я был в Костроме в первый раз. Ехал с очень хорошим чувством и не ошибся: этот город идеально подошел под наш замысел. Он очень интересен по фактуре и богат памятниками архитектуры, способными достоверно передать антураж середины XIX века. Интерьеры мы будем снимать в московских павильонах, а вот под экстерьеры идеально подошли дома Костромы, особенно одно из зданий по улице Пятницкой, где живут главные герои Шатовы. Помимо этого мы снимали в Торговых рядах, на Молочной горе. Этот город стал для нас настоящим спасением», — делится своими впечатлениями Владимир Хотиненко, для которого перед началом съемок встал вопрос o поисках города, заменившего бы Тверь. Именно в Твери по сюжету происходят все главные события в жизни героев, но там почти не сохранилось колоритных сооружений.

Но далеко не визуальной составляющей отведена главенствующая роль. Идеологические аспекты — вот то, на чем базируется роман Достоевского, ставший в неком роде пророческим. Он ярко показывает левые настроения среди молодежи того времени. Очень точно выбран и эпиграф из Евангелия, рассказывающий об изгнании бесов из человека в стадо свиней, которое утонуло, сбросившись со скалы. И именно с этим стадом сравнивает Россию один из героев романа, пытаясь донести мысль, что избавление от одержимых не будет панацеей для избавления общества от «всех язв, всех миазм, всей нечистоты». По словам Владимира Хотиненко, именно сейчас «Бесы» через своих персонажей досконально отражают происходящее в нашей стране. Возможно, именно своей актуальностью экранизация и будет иметь успех именно сейчас, ведь три предыдущих опыта по воплощению этих революционных настроений на экране нельзя назвать удавшимися.

Но, возможно, некоторые эпохальные творения просто невозможно перенести в киноформат?

– Не думаю, что на этот вопрос есть однозначный ответ, как, наверное, и нет ничего однозначного в искусстве. Есть произведения, в которые автор вложил всего себя и сказал все, что он мог сказать, так что при этом нельзя ни убавить, ни прибавить. И, если браться за это, то выйдет банальный пересказ, далеко не факт, что удачный. Но есть художники, способные слиться с автором и на его мысли вырастить свое, авторское слово, имеющее право на место в наших сердцах. Вот это и называется волшебной силой искусства. Это чудо, которое иногда случается, и я искренне желаю «Бесам» и Владимиру Хотиненко такого чуда, — так попытался ответить на этот сложный вопрос артист Костромского драматического театра им. А. Н.Островского Александр Кирпичев.

Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»