«Мы поддерживаем имидж России»
Создателям коллектива хотелось показать Россию разную: светскую, городскую, деревенскую, через эпохи, исторические события. Фото: предоставлено Еленой Царенко

Создателям коллектива хотелось показать Россию разную: светскую, городскую, деревенскую, через эпохи, исторические события. Фото: предоставлено Еленой Царенко

Президент «Русского национального балета ”Кострома”» Елена Царенко — о творческом пути коллектива, о воспитании кадров, о миротворческой миссии и сложностях профессиональной среды

В 2016 году «Русский национальный балет “Кострома”» отмечает 25-летний юбилей. Несмотря на то, что зарождался коллектив в непростые для России 90-е годы, всегда были люди, способные оценить настоящее искусство. Концерты, благодаря удачному сочетанию классических танцев и народных традиций, проходили с аншлагами. Танцоры побывали во многих странах мира, и везде зал рукоплескал артистам. О том, как сохранить самобытность и при этом оставаться в потоке времени, корреспондент РП поговорила с руководителем и основателем автономной некоммерческой организации «Национальный балет “Кострома”» Еленой Царенко.

– Елена Николаевна, 25 лет — это много или мало?

– Думаю, что немало. Это творческий путь нескольких поколений артистов, своя сложившаяся история, и, конечно, опыт, накопленный в ходе экономических и политических преобразований России страны, вместе с которой мы входили в рынок, пробовали различные формы хозяйствования от частного театра и государственного коллектива до автономной некоммерческой организации. За эти годы мы нашли собственный стиль, создали хореографический колледж, десятки танцевальных программ, творческих проектов, гастролировали в 27 странах мира, более 200 городах России, участвовали в крупных государственных мероприятиях (одно из них гала-концерт, посвященный открытию Зимней олимпийской сессии в Сочи), даем более 150 спектаклей в год. 

– Расскажите про хореографическую школу.

– Поначалу мы ездили по крупным городам России и ближнего зарубежья, выискивали таланты, но наша кадровая перспектива стала реальной после открытия детской хореографической студии.

Мы создали хореографический колледж «Губернская Балетная Школа», который стал домом, где воспитываются настоящие танцовщики. Сегодня он включает в себя «Детскую Школу Хореографии», состоящую из трех возрастных групп и конечно, кузницу профессиональных кадров, выпускающую дипломированных специалистов «Губернскую Балетную Школу». На сегодняшний момент колледж выпускает четвертое поколение студентов будущих артистов «Русского национального балета “Кострома”», которые как раз в эти дни готовятся к сдаче итоговой аттестации.

Работа артиста балета считается очень тяжелым трудом, приравнивается к труду шахтеров. Фото: предоставлено Еленой Царенко

– Когда все начиналось, могли предположить, какого успеха удастся добиться?

– Об успехе никогда не думали! Все началось со встречи двух любящих людей, молодых и одержимых идеей создания балета! Переломные девяностые открывали бескрайнюю перспективу и разные пути развития. Для нас судьбоносным стал тот, который смог приблизить к заветной мечте: созданию своего хореографического коллектива. В 1991 году в России появился первый частный театр народного танца «Кострома». В 1992 году мы встретили первого спонсора Рашида Мифтахова. Благодаря его поддержке была создана первая танцевальная программа балета «Волжские зарисовки».

С 1992 по 1998 год было время творческого поиска и экспериментов. Создавались программы в разных стилях и направлениях. Хотелось создать нечто особенное, новое, качественное: представить историю нашей страны гораздо глубже, шире, разнообразней, чем она отражалась в творчестве народных коллективов того времени. Хотелось показать Россию разную: светскую, городскую, деревенскую, через эпохи, исторические события, образы и культуры народов огромной многонациональной страны.

В 1998 году судьба подарила нам встречу с талантливым русским композитором Владимиром Корневым, знакомство с которым определило кредо Юрия Царенко, как талантливого постановщика. Благодаря уникальному творческому союзу уже в 1999 году в Государственном центральном концертном зале «Россия» состоялась вторая премьера «Загадочная Русь». Тогда о нас писали газеты, были сюжеты на телеканалах. Наверное, именно тогда пришло понимание того, как правильно преподнести жанр народной хореографии, избежать лубочных штампов, сделать так, чтобы это искусство отразило дух российского народа, стало востребованным и интересным. Мы старались гармонично сочетать новейшие технологии, декорации, видеопроекцию, лазерную анимацию, народный и классический танцы. После 2003 года состоялись премьеры «Национальное Шоу России» и спектакль «О Великой Загадочной Руси». Через их воплощение создали программу, которая сейчас не имеет аналогов масштабное историческое полотно, где представляем через историю и культуру разные этносы России.

Для нас самая большая благодарность видеть, как зрители, переполненные эмоциями любви и радости, танцуют после концертов, обнимаются.  Это дает нам силы двигаться вперед, создавать проекты выше своих сил и возможностей.

– Насколько сложна работа артиста в эмоциональном плане?

– Работа артиста балета считается очень тяжелым трудом, приравнивается к труду шахтеров. Как комиссар перед боем, каждый раз нужно находить такие слова, чтобы ребята черпали в них вдохновение, аккумулировать эмоции в себе. Тиражировать чувства каждый день нелегко. Бывают спектакли, когда мне кажется, что так невозможно работать. Они берут зал, и происходит действительно чудо. Конечно, идет эмоциональное сгорание. Нужно уметь восстанавливаться, отдыхать.

– Как выходили на международную арену?

– Первые гастроли были в 2000 году в Австралии. С нами сотрудничал иностранный промоутер, который приехал в Кострому со своей съемочной группой. У Ипатьевского монастыря мы сняли проморолик, давали интервью лучшим глянцевым журналам. Они настолько подогрели интерес, что туда мы уже приехали звездами. О нас писали: «Это обновленная Россия, новое веяние».

В Австралии мы впервые почувствовали, что такое профессиональные коммерческие гастроли: впервые «таможили» многотонный груз, заказывали специальные кофры под костюмы, столкнулись со сложностями оформления виз, покупкой билетов для артистов, непростым графиком переездов из города в город, с площадки на площадку, ежедневным монтажом и демонтажем своей программы и многим другим.

– Есть ли разница в том, как принимают зрители за рубежом, в городах нашей страны и в российской глубинке?

– Принимают одинаково, а вот выражают эмоции по-разному. Есть национальные особенности. Например, японцы хлопают только в конце программы. Французы очень тонкие зрители, они ценят все те нюансы, которые задумал балетмейстер. Нас это всегда поражало. В глубинке по-особенному тепло воспринимают, другие моменты ближе чувствуют. Ребятам я всегда говорю: «Зритель везде одинаков. Если вы плохо работаете, любой человек это увидит». Балет это жертвоприношение, это таинство, без которого не пронять зрителя. Если это есть, то поднимется любой, даже самый черствый зритель.

– Можете ли назвать самые запоминающиеся гастроли?

– Каждая поездка оставляет свой незабываемый след в наших сердцах. Надолго в памяти останется героико-исторический тур «Домой с Победой», посвященный 70-летию Победы. Он прошел по городам-героям. За 30 дней мы проехали 11 тысяч километров и 9 городов. Не меньше, чем зрителям, этот тур нужен был и самим артистам. В каждом городе мы посещали музеи и мемориальные комплексы, отдавали почести героям. 11 апреля в день освобождения Керчи мы посетили Аджимушкайские каменоломни. Ребята были глубоко потрясены, многие из них не могли сдержать слез. Мы очень боялись, что они не смогут работать. Но с каждым спектаклем артисты работали все лучше, проникаясь тем духом побед, которым они жили и дышали на протяжении всего тура.

Вообще любые гастроли это всегда преодоление, ответственность, дисциплина.

Героико-исторический тур «Домой с Победой», посвященный 70-летию Победы, прошел по городам-героям. Фото: предоставлено Еленой Царенко

Мы представляем не просто балет «Кострома», не только наш регион, но и всю страну. Мы поддерживаем имидж России, мы представляем Россию миролюбивую. Недавно мы это явно ощутили на себе. Посол Валерий Терещенко в Новой Зеландии прошел к нам за кулисы, он с комком в горле говорил, что никакая пропагандистская акция не может заменить то, что мы делаем. Мы очень ответственно относились к выступлениям, называя это культурным фронтом. Чем больше работаем, тем больше понимаем, что у балета есть своя миссия, что за нами стоит Россия. В начале пути невозможно было ставить такие задачи.

– Какие планы по развитию? Что новаторского планируется?

– Стратегия развития разработана до 2020 года. Это дает понимание того, к чему мы стремимся: создание материально-технической базы, создание центра балетного искусства и создание целостной системы нашего профессионального образования. В юбилейный год мы задумали несколько новых программ. Одна из программ представляет характерный танец из классического балета. Это тема объединяет, поможет выйти на мировые сцены, даст возможность продвигаться. Еще одна программа с рабочим названием «Улица мира». Это не просто танцы народов мира, это концептуальная программа с миротворческой миссией. Культура объединяет, у всех народов одна общая тема: это красота и любовь. 

Пенсия-2016: что ждет жителей Костромы Далее в рубрике Пенсия-2016: что ждет жителей КостромыИндексация коснется только неработающих пенсионеров, вырастут ЕДВ и стоимость пакета соцуслуг, а материнский капитал останется прежним Читайте в рубрике «Титульная страница» Пыль и жирУченые пришли к сенсационному выводу - к ожирению может привести обычная домашняя пыль! Пыль и жир

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»