«Историю рублями не оценить»
Фото: Светлана Розит

Фото: Светлана Розит

В Костроме создают единый банк данных о костромичах–героях Советского Союза

К 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне в военно-историческом отделе костромского музея-заповедника готовится к выпуску издание, где будут собраны все данные о костромичах–героях Советского Союза. Это не только информация об их подвигах, но и немного об их судьбе, семьях. Идея принадлежит начальнику отдела Михаилу Белоусу. Соучредителями издания стали семь государственных и общественных организаций. «Русская планета» встретилась с Михаилом Александровичем и узнала, как продвигается работа, а также выяснила неизвестные ранее подробности из жизни трех костромичей–героев.

По словам Михаила Белоуса, это будет не книга-воспоминание и даже не энциклопедия, а именно банк данных о костромских героях Советского Союза. В издании будет опубликован рассказ о человеке, который совершил военный подвиг, а также прикреплены все сохранившиеся документы о нем: справка о месте рождения, наградной лист, письма, заметки в газетах. Тем самым его биография будет подтверждена не словами, а документами.

– Я против того, чтобы издавать такой банк данных в бумажном виде, — рассказал «Русской планете» Михаил Белоус, — потому что информация постоянно пополняется, мы узнаем что-то новое, а в электронном варианте ничего не стоит добавить новые данные к уже имеющимся. Сейчас мы собираем всю информацию, которая есть в музеях, военкоматах, кое-что находим у частных коллекционеров, помогают и статьи в газетах разных времен. Сейчас вот, например, я связываюсь со школами в районах, где есть музеи в честь героев-костромичей. Дело в том, что в советское время к ним могла поступать официальная информация, которая сегодня попросту потеряна, у них могли сохраниться хотя бы копии документов, приказов. Все это мы собираем в единую базу, я перерабатываю информацию и рассказываю о человеке. При этом стараюсь не писать только о подвиге, потому что об этом уже есть книга костромского автора Голубева, а упоминаю еще и о характере человека, о его семье, о жизни до и после войны. И самое главное — все это будет подтверждено документально.

У банка данных уже есть семь соучредителей, это государственные и общественные организации, среди них сам костромской музей-заповедник, костромское отделение российского военно-исторического общества, областной военкомат и другие. В каждую из этих организаций будет направлен один экземпляр издания, который они будут активно использовать в работе.

– Для меня было откровением, — говорит Михаил Александрович, — когда я столкнулся с тем, что есть определенная группа людей, которая не хочет просто так делиться информацией. Мне это не понятно. Зачем держать информацию? Лично я даю все, что у меня есть, всем, кто просит. Для этого и работаем, чтобы делиться. Например, недавно обратились ко мне из школы № 28, им нужна была информация о Первой мировой войне. Я с радостью поделился. Военная история — это же вещь такая, ее рублями не оценивают, ее оценивают эффективностью после того, как о ней узнают. И если в школе хотя бы у трех человек появилось желание пойти и разобраться, значит, мы работаем не зря. В военной истории, даже костромского края, очень много разных областей, настолько много, что при всем желании я один разобраться не смогу.

Сегодня в банке данных уже есть подробная информация о более тридцати героях–костромичах. О некоторых информации очень много, они уже давно известны костромичам, например Юрий Смирнов, именем которого названа одна из улиц Костромы. Но есть и те, от которых осталась только фотография или наградной лист, или просто свидетельство о рождении. В этом случае Михаил Александрович описывает военную профессию, а читатель уже сам делает выводы, какой человек мог бы справиться с тем делом, которое выбрал для себя герой.

«Русская планета» узнала неизвестные ранее подробности из жизни трех костромичей–героев.

«Будешь в бою, бери врага смелостью, в лоб»

О Герое Советского Союза Николае Михайловиче Дудине известно достаточно много информации по сравнению с остальными: есть сведения из военкомата, а также вырезки из газет и даже его личные воспоминания. Известно, что Дудин родился в 1917 году в деревне Слепино Вохомского района Костромской области в семье крестьянина. В 1936 году, окончив девять классов школы, был принят в военно-авиационное училище. После его окончания был направлен в истребительный авиационный полк. В июне 1939 года стал старшим летчиком в авиационном полку, где в свое время служил Чкалов. В марте 1941 года утвержден в должности заместителя командира по политчасти и военкома эскадрилий. Войну встретил на западном фронте.

В Костромской областной библиотеке сохранился выпуск газеты «Северная правда» за 1987 год, где опубликованы воспоминания самого Николая Михайловича.

«На всю жизнь я запомнил встречу с Чкаловым, — рассказывал когда-то корреспондентам Николай Дудин. — Это было еще в Сталинграде, когда я учился в летной школе. Я только что вернулся из учебно-тренировочного полета. Чкалов, оказывается, был на аэродроме и наблюдал за тем, как мы, будущие летчики, учимся. Он подошел ко мне и сказал: “Будешь в бою, бери врага смелостью, в лоб. Он не выдержит, и тогда добивай его"».

А вот как он сам вспоминает свой подвиг:

«Мне и моему командиру поручили прикрывать переправу и разведать передний край обороны немцев. Четыре вражеских самолета внезапно ринулись на нас. Один шел прямо на меня. Я его допустил ближе и короткой пулеметной очередью на первой минуте боя сбил его. Это был “мессершмитт–109”. Но неожиданно самолет командира загорелся. Я мгновенно развернулся и пошел ему на выручку, чтобы не подпускать к нему остальных трех немцев. Мне пришлось маневрировать, выполнять различные фигуры высшего пилотажа, чтобы выгадать время и дать командиру возможность ликвидировать пожар. Он понял это и сильным скользящим движением самолета сбил пламя и опять вступил в бой. На помощь врагу пришел пятый “мессершмит”, и наше положение стало еще опаснее. В то же время один из врагов прилип к хвосту моего самолета. Командир, видя, что я в опасности пришел мне на помощь и сбил вражеский “мессершмитт”. Другие два фашиста пикировали меня. Развернувшись, я направил свой самолет в лобовую атаку. Немец не выдержал и свернул в сторону, затем круто взял вверх. По мне продолжал стрелять второй “мессершмитт”. Тогда я пошел в лобовую атаку на него. Шестьсот метров оставалось до вражеской машины, когда неожиданно у меня закончились боеприпасы: патронов больше не было. Я решил таранить. Но и второй немец тоже не выдержал. На расстоянии ста метров самолет врага резко свернул в сторону и вверх, пытаясь избежать удара. Я решил живым его не упускать. Резко рванул управление самолета: мой “ястребок” пропеллером врезался в центроплан вражеской машины. От удара у меня поплыло в голове. Я начал терять сознание. Не помню, как отстегнул ремни от сидения. Пришел в себя, когда меня выбросило из кабины — самолет перевернулся вверх колесами».

Николай Михайлович вовремя дернул за кольцо парашюта и удачно приземлился в лесу, где его нашли пехотные войска, наблюдавшие за воздушным боем.

Указом президиума Верховного совета СССР от 22 октября 1941 года Николаю Михайловичу Дудину было присвоено звание Героя Советского Союза. После тяжелого ранения с февраля 1942 года до конца войны Дудин служил в авиационном училище, готовил для фронта воздушных бойцов. После войны работал начальником летной части Астраханского и Краснодарского аэроклубов, начальником Орловского областного аэроклуба. В 1958 году уволился в запас. Подполковник Дудин скончался в Краснодаре в 1968. Приезжал ли он после войны на малую Родину неизвестно, так же, как и неизвестно, остались ли у него родственники на костромской земле. Возможно, после издания банка данных кто-то и найдется.

«Он хотел отомстить за смерть брата»

О другом костромском Герое Советского Союза Леониде Ильиче Елькине тоже есть интересная информация. Судя по документам и газетным вырезкам, это был удивительный человек. Он родился в 1916 году в деревне Малый Завраг. Долго не могли точно определить, в какой именно области; дело в том, что такая же деревня была в Воронежском районе Вологодской области, но спустя годы точно можно сказать, что родился он в Вохомском районе Костромской области.

Судя по данным вохомского военкомата, Леонид Ильич, закончив девять классов, поступил учиться в школу военно-морских летчиков. После окончания его направили служить на Север. В 1939 году во время войны с белофиннами Елькин вступил в партию большевиков.

Вот что писали о нем газеты 1965 года: «Леня родился в семье Ильи Алексеевича Елькина, учителя Израилихинской школы. После окончания авиационного техникума в 1935 году по комсомольскому набору уехал в летную школу в город Ейск. К этому времени семья его переехала на постоянное место жительство в Москву, где отец работал директором авиационного техникума».

Известно, что в 1939 году во время войны с белофиннами он произвел восемьдесят пять боевых вылетов на разведку военно-морских баз и коммуникаций противника. К началу Великой Отечественной войны Елькин был уже зрелым, подготовленным, имеющим боевой опыт, летчиком. С первых дней войны Леонид Ильич выполняет боевые задания: ночью по бомбардировке вражеских объектов, а днем – по разведке целей. В штабе Северного флота без лишних слов фиксируется боевая работа летчика Елькина:

«11.07.41 — уничтожена батарея на высоте 105,3;

09.12.41 — селение Титовка — прямое попадание бомб в здание штаба вражеского корпуса;

19.12.41 — повреждена переправа через реку Титовка;

25.01.42 — в районе высоты 272 взорван склад боеприпасов;

02.02.42 — подавлена зенитная батарея в районе Большая Западная Лида».

Немало сделал Елькин и будучи летчиком разведывательной авиации.

Из газет: «Шел июль 1943 года. Нелетная погода, но Леонид улетает на фотографирование баз врага. Разведчик на бреющем полете прошел над кораблями противника, сфотографировал их и доставил командированию ценные сведения. В ноябре 1943 года вылетел на очередную разведку. С самого вылета разведчик попал в сложные условия: сплошные заряды и мощные облака вынудили его идти долгое время вслепую. Наконец — вражеская территория, но нигде корабля не видно. Рядом находился еще фиорд, и летчик решил заглянуть туда. На высоте 200 метров он свернул чуть влево и увидел перед собой конвой. Вдали нарисовался линкор. За несколько секунд Елькин сфотографировал корабли противника и скрылся в облака. Враг даже не обнаружил летчика. Задание выполнено».

Однажды при выполнении специального задания Елькин посадил свой самолет на воду. Неожиданно недалеко от самолета всплыла вражеская подводная лодка и открыла по нему прицельный огонь. Задание командования было выполнено, но летчика Елькина с тяжелым ранением головы пришлось отправить на долгое лечение в госпиталь. По выздоровлению он был признан негодным к летной службе, но не сдался. Рассказывают, что он стал тренироваться и настаивать на том, чтобы его вернули в ряды действующей армии. Его вернули в строй, но вскоре он погиб при исполнении боевого задания.

Сохранилось письмо его матери, которое она писала в 1981 году экипажу рыболовного траулера имени ее сына. Она благодарила моряков за то, что помнили и чтили Героя Советского Союза, и рассказывала немного о себе:

«Мне сейчас 89 лет, — писала Анна Никитична. — У меня было два сына — Леня и Гена, и дочь Алла. Братья были дружны. Младший сын Гена, комсомолец, погиб на южном фронте в Великой Отечественной войне в 1941 году. Он был стрелком на самолете. Леня очень переживал за смерть брата. Сражаясь, он старался отомстить фашистам за него. После тяжелого ранения в 1944 году врачебная комиссия запретила Лене полеты. У него остались осколки от ранения, что доставляло ему большие страдания, но он все равно хотел бить врага до полной победы и добился того, что ему разрешили боевые вылеты. У Лени остался сын Гена. Мать его умерла рано, и он воспитывался у меня. Окончил Московский авиационный институт имени Орджоникидзе. Работает инженером по авиации. Живет в Москве».

По словам матери, у них остались родственники в Павинском районе Костромской области. Она рассказывала о двоюродной сестре Лени — Марии Егоровне Кузнецовой и двоюродном брате Алексее Филипповиче Фролове.

«Ремонтировал танк прямо на поле боя»

В банке данных будут герои не только Великой Отечественной, но и других войн. Например, Константин Александрович Егоров стал Героем Советского Союза еще в 1940 году. Посмертно.

Константин Егоров родился в Выселках Ореховского сельсовета в 1912 году в бедной крестьянской семье. Учиться пришлось совсем мало, а трудовая жизнь началась с малых лет. В 1934 году Константин был призван в ряды Советской Армии. Воевал с белофиннами, был командиром танкового взвода.

Из документов известно, что первого февраля 1940 года взводу младшего лейтенанта Егорова была поставлена боевая задача: поддержать наступление пехоты и блокировать два дота противника. Танкисты огнем из пушек проделали проход в надолбах, вплотную подошли к дотам и своими машинами закрыли их амбразуры. Этим прикрытием обеспечили прохождение пехоты и группы саперов для подрыва дотов.

Танк Егорова наскочил на мину. Была перебита гусеница. Управление подразделением в рассредоточенном положении танков оказалось затрудненным. Командир приказал экипажу вести тщательное наблюдение за полем боя и бить врага с места. Сам решил выйти из танка, чтобы обеспечить личное управление экипажами. В ходе боя он был убит. Танкисты выполнили поставленную задачу. Егорову присудили звание Героя Советского Союза.

Судя по отметке в документах, у Константина Егорова не было семьи. Сохранилось представление Егорова к ордену Красной Звезды за проявленный героизм, мужество и отвагу в бою с белофиннами. За год до смерти Егорова, первого декабря 1939 года его машина первая вступила в бой с белофиннами, но вскоре была подорвана миной. Враг открыл артиллерийский и пулеметный огонь, танк загорелся. Силами экипажа пожар был ликвидирован. Егоров организовал охрану своей машины и не покидал ее до тех пор, пока не получил приказ: оставить машину и спасти экипаж. Эвакуировав оружие из танка, экипаж отошел под обстрелом противника. Вечером этого же дня экипаж вместе с пехотой пошел в наступление. Достигнув машины, Егоров стал ремонтировать танк прямо на поле боя. В течение трех суток экипаж на морозе в полевых условиях восстанавливал танк и все-таки вернул его в строй.

«Город теряет душу» Далее в рубрике «Город теряет душу»Костромская Общественная палата поддержала строительство кафе на историческом месте Читайте в рубрике «Титульная страница» В десятку!Что показали на презентации Apple и насколько это круто В десятку!

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»