Обречена на авиацию
Фото: Руслан Царев

Фото: Руслан Царев

Корреспондент «Русской планеты» выяснял, зачем региону собственный авиаперевозчик

Костромская область — одна из немногих регионов Центральной России, где есть собственное авиапредприятие. «У нас уникальный регион, в котором есть и аэропорт, и компания-перевозчик, — сказал «Русской планете» губернатор Костромской области Сергей Ситников. — Ни у кого из соседей такого нет — только аэропорты». Авиасообщение с соседними Ярославлем и Иваново обеспечивают частные авиакомпании, базирующиеся в других регионах.

С 2006 года в Костромской области возобновили местные рейсы малой авиации по региону и в соседнюю Ивановскую область, летом есть рейсы в Анапу, с 2009 по 2012 годы было регулярное авиасообщение с Москвой. В 2013 рейс в столицу отменили из-за проблем с наполняемостью, но вместо него начали полеты в Санкт-Петербург. Только на осуществление этого рейса в бюджет области на 2013 год заложили 50 млн рублей — почти ту же сумму, в которую обходились полеты в Москву. Однако в администрации области считают, что без дальних рейсов региону не обойтись, так как не оставляют надежду вывести их на окупаемость.

История с географией

Потребность в малой авиации в администрации региона объясняют его географическими особенностями. «Основные затраты на авиасообщение связаны с содержанием инфраструктуры аэропорта “Сокеркино” и не зависят от интенсивности полетов, — ответил Ситников на вопрос “Русской планеты” о том, есть ли смысл, отказываясь от рейса в Москву, закладывать в бюджет такую же сумму на полеты в северную столицу. — А эта инфраструктура необходима для малой авиации, без которой в наших условиях обойтись невозможно. Расстояние от Костромы до самых отдаленных населенных пунктов на северо-востоке области превышает 600 километров. В экстренных случаях из такой дали и по нашим дорогам больного просто не довезут до больницы. Соседним Ярославской и Ивановской областям в этом плане проще: там нет таких расстояний, можно обойтись и без санавиации. У нас — нельзя».

Местные перевозки выполняют социальную функцию, обслуживая в основном населенные пункты, где нет другого регулярного сообщения. А вот дальние рейсы, если начнут хотя бы окупаться, по мнению Ситникова, снизят финансовую нагрузку, связанную с содержанием аэропорта.

Однако некоторые эксперты оценивают перспективы вывода авиасообщения в Костроме на окупаемость скептически. «В авиации способен окупаться и приносить прибыль только большой бизнес с большим же парком самолетов и географией полетов, — сказал «Русской планете» генеральный директор московского консалтингового холдинга «ИНТАЛЕВ» Алексей Федосеев. — Попытки вести его как малый — с парой-тройкой самолетов и направлений — априори обречены на неудачу, и примеров тому немало».

В администрации области, в свою очередь, говорят о планах по развитию дальнего авиасообщения, но у тех немало сдерживающих факторов. Сейчас взлетно-посадочная полоса аэропорта способна принимать только ограниченное количество типов воздушных судов. Для увеличения ее возможностей нужно увеличить ее длину и ширину. Это позволит аэропорту принимать более тяжелые, вместительные и дальнобойные самолеты, состоящие в машинопарках отечественных и, возможно, зарубежных авиакомпаний. Однако до недавнего времени эти планы делало невозможным совместное использование ВПП с Минобороны. В сентябре, как уже сообщала «Русская планета», администрации региона удалось договориться с военными о передаче полосы в полную собственность региона. Теперь власти планируют привлечь инвестора, которого заинтересует возможность вложений в аэропорт. У самого региона денег на его совершенствование нет.

Кроме функций воздушной «скорой помощи», вертолеты патрулируют леса на предмет пожаров, используются для наблюдения за линиями электропередач, доставляют грузы в труднодоступные места, которых в области немало. Осуществляют они также регулярные пассажирские перевозки. В летний сезон по пятницам и воскресеньям вертолет совершает полет из Костромы в Юрьевец и обратно с посадками в Кинешме и двух удаленных деревнях Макарьевского района — Красногорье и Нежитино. Для последней, знаменитой в некоторых кругах тем, что в ее окрестностях проводят свой фестиваль «Радуга» хиппи, вертолет до 2009 года, пока туда не пустили автобус из Костромы, оставался единственным регулярным сообщением с «цивилизацией».

«Имейте в виду, что катаясь на этом вертолете, вы, возможно, лишаете возможности добраться до цивилизации жителей отдаленных деревень, для которых этот вертолет не развлечение, а единственно существующий транспорт, — пишет пользователь “Живого журнала” gribon-275. — Старайтесь улетать из Костромы в воскресенье, а обратно в Кострому лететь в пятницу, этим самым вы будете лететь в противовес аборигенам».

Наличие малой авиации при бюджетных ценах на билеты и отсутствии дискриминационных тарифов для приезжих (такое практикуется во многих местах по стране: цены билетов для местных и приезжих отличаются в разы. — Примеч. авт.) способствует незначительному, но все же увеличению турпотока. У любителей транспортного туризма Кострома пользуется славой ближайшей к Москве «вертолетной Мекки» или «заповедника малой авиации», где можно за приемлемую цену прокатиться на рейсовом вертолете или самолете «Ан-2», и некоторые специально приезжают в город ради этого.

По возвращении из Юрьевца вертолет совершает рейсы по нескольким деревням Костромского района и в одну, расположенную в соседней Ярославской области. Постоянных жителей в этих деревнях почти не осталось, а основные пассажиры — костромичи, у которых в этих местах дачи. В 2012 году в администрации области рассматривали альтернативы полетам в эти деревни в виде налаживания регулярного автобусного сообщения или водного по реке Кострома, однако в итоге решили ничего не менять.

К слову, билеты на местные рейсы стоят от ста с небольшим рублей, самый дорогой до Вохмы на самолете «Ан-2» с посадкой в Шарье — чуть больше тысячи рублей.

«Все дело в цене на билет»

Чуть ли не с первого рейса полеты из Костромы в Москву стали предметом жесткой критики со стороны жителей региона. Наполняемость самолетов «Ан-28-М», рассчитанных на 45 пассажиров, даже в самые лучшие времена, по данным «Костромского авиапредприятия», не превышала 40%. Костромичи обвиняли власть в «перевозке воздуха» за деньги налогоплательщиков.

«Во что обходились эти полеты, долгое время было тайной за семью печатями, — говорит “Русской планете” костромской маркетолог Владимир Лисицин. — А мне было очень интересно, сколько наших денег так выбрасывали на ветер. Только когда сменился губернатор в 2012 году, в СМИ, по-моему, даже федеральных, а не местных появилась цифра в 50 с гаком миллионов. Понятно, почему молчали».

В 2012 году авиаторы пытались привлечь дополнительных пассажиров за счет гибких тарифов по принципу «чем раньше берешь билет, тем дешевле», однако к коренному перелому это не привело, и от полетов в Москву в итоге решили отказаться. Впрочем, и рейс в Санкт-Петербург уже пытались вводить в 2010 году параллельно с полетами в столицу, но из-за все тех же проблем с наполняемостью и рентабельностью вскоре отказались от него, отдав предпочтение Москве.

В числе причин отмены рейса в столицу в администрации области называют развитое альтернативное сообщение: до Москвы можно добраться поездом, автобусом или улететь из соседних Иванова и Ярославля. До Санкт-Петербурга из Костромы ходят беспересадочные вагоны, которые в Нерехте цепляют к проходящему поезду, идущему в северную столицу из Иванова. Однако надеяться на лучшую наполняемость самолета в Петербург чиновникам позволяла ситуация с ценой билета.

Если до лета 2011 года путешествие из Костромы в столицу по воздуху обходилось в те же деньги, что и поездка в купе, то с лишением поезда № 147 Кострома — Москва статуса фирменного железнодорожные билеты подешевели, а полеты стали обходиться уже на несколько сотен рублей дороже. В феврале цена билета на самолет до северной столицы также закладывалась сопоставимая с проездом в купейном вагоне. «Ехать из Костромы в Санкт-Петербург намного дольше, чем до Москвы, — пояснил “Русской планете” Сергей Ситников. — И это дает надежду, что рейсы до северной столицы станут у костромичей более популярными».

С тех пор цены на перелет несколько раз удавалось снизить, что сделало билет на самолет выгоднее купейного. Это стало возможным благодаря включению области в федеральную программу развития авиации в регионах и получению предусмотренных ею дотаций. На днях «Русская планета» сообщала, что с 27 октября цена билета в очередной раз снижена и до весны составляет 2,5 тыс. рублей в один конец для пассажира старше 12 лет. Поездка до северной столицы в купе обходится почти в 4 тыс.

Проблем с наполняемостью самолета, похоже, действительно стало меньше. «Несколько раз прокатился до Питера на самолете, — рассказывает “Русской планете” костромской бизнесмен Семен Задоров. — Это действительно дешевле и быстрее поезда. Жаль только, что не каждый день летают. Сам первый раз думал, что полечу в пустом салоне, но не тут-то было: свободных кресел почти не было — и так при каждом полете. А вообще мне все-таки кажется, что летать в Москву, а не в Петербург было бы как-то логичнее».

«Как-то решил улететь в Москву на самолете, — просто для разнообразия, — рассказал “Русской планете” москвич Виталий Коровин, часто приезжающий в Кострому к родственникам. — А я же не местный, всех здешних нюансов не знаю. Куда, по логике, надо идти? Естественно, в аэропорт. Стоит он пустой, на входе охранник спрашивает, зачем пришел. Говорю, что за билетом, а он не пускает и отправляет в кассу на Сусанина. Сказал, что в аэропорту она только за полчаса до вылета открывается. Но заверил, что могу смело приходить в аэропорт прямо в день отправления до завершения регистрации — дескать, не бойся, улетишь без проблем. Так и было».

По словам Задорова, ажиотажа с билетами не наблюдается и сейчас: к самолету можно приходить, как на вокзал к электричке. Отсутствие кассира в кассе аэропорта объясняется тем, что у авиапредприятия его просто нет. Билеты на его рейсы продает костромская фирма «МУШ». Поэтому и обращаться приходится в ее кассу, расположенную в городе. А перед отправлением рейсов из аэропорта ее же кассир приезжает туда и обслуживает пассажиров.

Причина в том, что у перевозчика, как пояснили «Русской планете» в фирме «МУШ», нет денег на обучение и сертификацию своего персонала и ему проще передать эти функции посреднику, у персонала которого все необходимые сертификаты есть.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Страшная смерть королевы комедииСегодня легендарной советской актрисе Тамаре Носовой могло бы исполниться 90. Но она умерла 10 лет назад в жуткой нищете Страшная смерть королевы комедии

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»