Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Глаза радуются, а душа молчит»

Фото: Светлана Розит
Как и зачем возрождают умершую костромскую роспись в детском центре «Чудь»
Светлана Розит
30 октября, 2014 12:43
10 мин
Костромские маляры-отходники, основоположники домовой росписи, еще в XVIII веке расписывали избы зажиточных купцов. Их метод лег в основу знаменитых на весь мир уральско-сибирской и вологодской росписей. В XIX веке этот народный промысел был практически утерян, а вклад костромских мастеров незаслуженно забыт. Корреспондент «Русской планеты» побывала в школе народных ремесел, где возрождается костромская скорописная двухцветная роспись, и поговорила с хранительницей народного промысла Светланой Панфиловой.
На берегу Волги, в бывшем детском саду, построенном в советское время, расположились детский центр «Чудь» и школа народных ремесел, где сегодня возрождается некогда забытый, исконно костромской метод росписи. В кабинете все украшено деревянными расписными панно, досками и игрушками. На дверях народная роспись, с львами и цветами. В воздухе устойчивый запах масленых красок и лака. У входа в кабинет меня встречает хранительница народного ремесла — Светлана Панфилова.
– Официально костромской метод росписи был зарегистрирован в 1821 году, — рассказала «Русской планете» Светлана Станиславовна, — хотя появился он намного раньше. В средние века в Костроме сельское хозяйство было развито очень слабо, людям надо было как-то жить и стали появляться так называемые «отходники». Мужчины собирались в группы и уходили на заработки в другие города. Они были отличными строителями, печниками и молярами. Считается, что Санкт-Петербург практически полностью был построен мастерами из Костромы. Среди мастеров выделялись маляры-художники, они собирались артелью по четыре-пять человек и ходили по городам, деревням, расписывать избы. Так появилась домовая костромская роспись. Известно, что костромские маляры побывали не только в Санкт-Петербурге, но и на Урале, в Архангельской области, в Вологде, даже до Турции дошли, там тоже были найдены росписи костромских мастеров.
Встречались семьи художников. Как правило, маляры брали из своей деревни одного мальчика лет четырнадцати, он выполнял подручные работы, а заодно учился у мастеров, а потом сам становился профессиональным маляром. Авторы домовой росписи иногда подписывали свои работы, известны такие фамилии, как Федор Кулагин, Николай Гущин, Федор Кудрявцев, Иван Гравюров. Очень часто внизу под росписью ставили год, поэтому мы можем сказать, что расцвет костромской росписи пришелся на 1927 год, а потом стал постепенно угасать, появились более дешевое украшение для стен — обои.
Живописный промысел всегда был очень дорогостоящий. Если корова в то время стоила пятнадцать рублей, то чтобы расписать избу, необходимо было выложить тридцать рублей! Позволить себе такое мог только зажиточный купец или мануфактурщик. В крестьянских избах расписывали в основном шкафы и то, если в доме жил художник. По словам Светланы Панфиловой, в Костроме практически не сохранились работы мастеров. В этом и есть беда костромской росписи. Теперь доказать, что роспись, которая очень схожа с уральско-сибирской и вологодской, является исконно костромской, практически невозможно.
– Надо иметь зубы, талант, чтобы доказывать все это, — говорит Светлана Станиславовна, — никто этим не занимался, поэтому костромская роспись остается в тени. Никто о ней не знает, и никто о ней не слышал. Хотя вот, например, в Вологде издали книгу о вологодской росписи, и там есть упоминание, что она создавалась на основе костромской. Ведь как было: костромские мастера приходили, выполняли заказ, расписывая избу, и уходили, а работа оставалась. Ребенок, который жил в этом доме, постоянно смотрел на орнамент, потом вырос и стал художником, естественно, что он начинал творить что-то похожее.
Не много, но все же есть научные исследования костромской росписи. В публикациях историков-краеведов костромских мастеров часто называют «молвитинскими». В Костромской губернии было село Молвитино и именно там жило большинство маляров-отходников. Сегодня это село называют Сусанино, в его окрестностях были найдены многочисленные рисунки костромских художников. Печи, наличники, шкафы, буфеты практически в каждой избе были расписаны. Встречалась роспись 1812 года. Так что, если задаться целью, то вполне реально доказать существование и возродить костромскую роспись.
– Костромская роспись называется живописной, двухцветной, скорописной, — рассказывает Светлана Станиславовна. — Живописная, потому что писалась живо, без каких-то дополнительных ориентиров и без карандаша. Все измерялось «на глаз»: использовали палец, ноготь, локоть, а потом сразу начинали писать маслеными красками. Двухцветная, потому что на кисть брали сразу два цвета. По желанию заказчика выбирался фон, сначала деревянную поверхность грунтовали темным или светлым цветом (иногда рисовали прямо на чистом дереве), затем наносили подмалевки будущих цветов или листьев — это такие цветовые пятна из масленых красок. Дальше начиналось самое интересное, художник набирал сухие белила на одну сторону кисти и наносил разбел, оживляя тем самым цветные пятна, и подмалевки превращались в пышные цветы и листья. Рисунок казался живым, объемным. Встречался черный, белый фон, но чаще всего светло-зеленый. Скорописная роспись называлась потому, что быстро пишется. Потом весь рисунок покрывался олифой, у каждого мастера был свой рецепт ее приготовления, и он держался в строжайшем секрете.
По словам Светланы Панфиловой, даже если сравнивать три практически одинаковых метода росписи: костромскую, уральско-сибирскую и вологодскую, то можно увидеть разницу. В уральско-сибирской используют в основном фрукты, ягоды, овощи, в вологодской есть разбел, как и в костромской, но нет пестрения. Костромская более объемная, в ней широко представлены птицы, львы, совы. И этому есть объяснение.
– Сейчас очень часто можно услышать выражение: «глаз радуется, а душа молчит», — говорит Светлана Станиславовна, — раньше, в старину, когда смотрели на роспись, радовался не только глаз, но и душа, потому что каждый элемент рисунка что-нибудь да означал. Крестьяне ведь не умели читать, писать, и рисунки для них были чем-то похожим на современную поздравительную открытку. Если сейчас перевести их рисунки на наш язык, то мы сможем прочитать пожелания. Часто костромичи рисовали витиеватое зеленое дерево — это дерево жизни, или родовое дерево, означало пожелание крепкой семьи. В старину говорили: «возьми корень послушания, листья терпения, цвет чистоты, плод добрых дел и затри их в котле безмолвия…и будешь совершенно здоров». Листья — это терпение, ствол — послушание. Колокольчик был символом невинности, их рисовали в комнатах девочек, розы — это радость, богатство, чистота. Птица, нарисованная наверху, была оберегом, приносила в дом счастье, любовь. Во всех работах мастера придерживались правил, которые шли еще со времен старообрядничества. Кстати, если бы не старообрядцы, то костромской метод росписи вообще мог потеряться навсегда, именно они сохранили его. Из-за их строгих правил, отклонение от которых считалось большим грехом, и сохранился костромской метод. Так вот, в основе каждого рисунка был заложен крест, левая половина рисунка — женская, как по сердцу, а правая — мужская. На правой стороне всегда рисовали льва, как символа мужской силы, а на левой — индриг, это единорог, символ добра, женского начала, деторождения.
Мужской символ льва очень часто рисовали при входе в дом и на сундуках, костромичи считали, что изображение льва охраняет дом и богатство от злых людей. Например, искренне верили в то, что если воришка увидит нарисованного на сундуке льва, то не откроет его. Еще одним символом-оберегом считалась сова. Ночная птица, хищник, она символизировала мужскую силу. Ее рисовали внизу кровати, считая, что она будет оберегать семейную любовь и помогать мужчине продолжать род.
– Я заметила, что в подсознании у нас, у коренных костромичей, осталось что-то такое неуловимое, что тянется к костромской росписи, — говорит Светлана Панфилова. — Практически все дети, которые ходят ко мне на занятия, особенно девочки, выбирают именно костромскую роспись. Детям с ней легче работать, ее рисуют даже шестилетние ребята. Гораздо тяжелее нам дается мезенская, городецкая роспись, хотя и тут мы достигли немалых результатов. Вообще, дети склонные к гуманитарным наукам всегда выбирают костромскую, мягкую роспись, а ребята склонные к точным дисциплинам — мезенскую. По рисунку можно определить и пол автора. У женщин рисунок с плавными мягкими контурами, а у мужчин более резкими, прямыми.
Светлана Станиславовна уверена, что костромскую роспись возродят и добьются ее признания во всем мире дети — воспитанники школы народных ремесел. Уже сейчас ребята занимают призовые места, выставляя свои работы, исполненные методом костромской росписи, на всероссийских конкурсах декоративно-прикладного искусства. Последний проходил в этом году в Таганроге. Все три призовых места авторитетные судьи отдали костромским ребятам и костромской росписи.
– Мы стараемся не пропускать ни одного конкурса, — говорит Светлана Панфилова, — каждую работу обязательно подписываем, что она выполнена костромской росписью. Выигрывая конкурсы, дети еще больше загораются, пытаются усовершенствовать свои работы. И в жизни им этот опыт очень помогает. Они расписывают не только деревянные, разделочные доски, но и шкатулки, зеркала, статуэтки, комоды, шкафы. Пока в Костроме у нас единственная школа, где обучают детей этому ремеслу, но надеюсь, что появятся и другие. А вообще в городе, кроме меня, есть еще два мастера, которые работают с костромской росписью: Елена Машко и Даниил Малышев, и это не может не радовать. Нельзя забывать свои народные ремесла, нам надо сохранить и возродить костромскую роспись через детей. Научить их этому ремеслу, чтобы это осталось не просто увлечением, а чтобы они смогли украшать свой быт, делать подарки для друзей, родных. Ведь сейчас очень много разных красок, даже на ткани можно рисовать, и почему бы не рисовать костромской росписью?
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ