Новости – Общество
Общество
Квест до Стромы доведет
Фото: Ольга Смирнова
Американский фотограф, переехавший из Калифорнии в Кострому, написал комедию в стиле Гоголя и мечтает поставить ее для российской публики
30 апреля, 2014 18:01
9 мин
Свой дом в тихоокеанском городе Laguna Beach американский фотограф Крэйг Рикер сменил на деревянную избушку без удобств в российской глубинке. Переселившись в деревню под Костромой, он купил белую лошадь, завел собаку и коз. Затем начал писать статьи, а недавно закончил большое произведение, в основу которого легла сатира Гоголя и костромские легенды. Теперь он мечтает поставить по этой пьесе спектакль на сцене костромского театра. Корреспондент «Русской планеты» стала ее первым читателем.
– Я с детства был воспитан на кельтских легендах, историях о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В них заложена богатая философия, одна из центральных идей — квест. Например, поход за Святым Граалем. Трудности и проблемы очищают душу, и Грааль сам приходит в руки того, кто не отступил от поставленной цели, — рассказывает Крейг.
Свой первый «квест» Крейг Рикер прошел, еще будучи подростком. В 16 лет вместе со своим 17-летним другом Биллом Хорнером он пересек всю территорию США на велосипеде. Преодолев за 58 дней свыше 4,5 тыс. миль (почти 8 тыс. километров) от тихоокеанского побережья штата Орегон до города Йорктаун в Вирджинии, подростки стали национальными героями. А Крейг был признан самым юным жителем планеты, самостоятельно осилившим такой путь.
– В конце этого пути я нашел свой Грааль — увидел новые горизонты, свет, получил некий дар. Ощущение счастья не покидало меня целых три месяца. И я почувствовал, что должен оплатить этот удивительный опыт. Именно поэтому три года спустя, после окончания университета, где изучал писательское мастерство, я решил поехать в Россию, — вспоминает путешественник.
В России в тот момент как раз началась перестройка, и Крэйг решил, что это — самое интересное историческое событие, живым свидетелем которого он может стать.
– В 1992 году я подписал контракт, свидетелями которого стали мои друзья: я должен был отправиться в Россию и жить как русский; я не имею права работать ни на одну из иностранных компаний, не женюсь и не вернусь домой до тех пор, пока не напишу книгу, которая вызовет уважение у русских, — рассказывает Крэйг.
Американец рассчитывал, что этот квест займет у него не более трех лет, однако путешествие, как у гомеровского Одиссея, растянулось на десятилетия.
– Поначалу я пытался заниматься бизнесом в Москве. Ничего серьезного из этого не вышло. Но, прожив в России год, я понял, что не знаю ровным счетом ничего. Тогда я начал читать русскую классику — Пушкина, Толстого, Достоевского, Гоголя… Делал это в основном в метро. Так прошло пять лет, — вспоминает путешественник.
Читая, американец чувствовал себя наивным, ни в чем не сведущим иностранцем. Однажды, будучи в гостях у своих друзей, Крейг впервые увидел фильм «Жестокий романс», снятый в Костроме.
– Я был шокирован! Голливуд никогда не снимал таких сильных вещей. Я был потрясен до глубины души. Пересмотрев фильм 20 раз, я решил отправиться в Костромскую область — туда, где настоящая Россия. Купил себе домик в деревне и белого коня, как Сергей Паратов, — говорит Крэйг.
Первая зима с трескучими морозами в деревянном доме без удобств оказалась настоящим испытанием для американца, проведшего большую часть жизни в солнечной Калифорнии на берегу теплого океана.
– У меня был тулуп, валенки. Я жил в избе. Научился топить русскую печь. В течение двух лет я жил на 25 долларов в месяц. И это, признаться, была лучшая жизнь, которую я только мог себе представить. В 1999 году мне не надо было работать, у меня была огромная библиотека и уйма свободного времени на чтение. Со своими 25 долларами я был богатейшим парнем во всей округе, — рассказывает писатель.
Дрова для печи приходилось рубить самому. А чтобы набрать питьевой воды, Крэйгу, как и всем жителям деревни, летом нужно было ходить пешком, а зимой — ездить на лыжах по 2,5 км на лесной родник.
– Вниз под горку я съезжал без груза, а обратно приходилось взбираться с 20 литрами воды. За два года такой жизни мускулы мои окрепли, я обрел отличную физическую форму, — улыбается путешественник.
Когда деньги подошли к концу, рацион питания американца сузился до гречки и яблок.
– Вокруг дома росло около 700 яблонь. Осенью я съедал в день по 30–40 яблок. И чувствовал себя прекрасно! Но моя собака, Боб, не могла жить на яблоках. Поэтому коз пришлось зарезать. Жители деревни поначалу не верили, что у меня нет денег. Но когда мы съели коз, местные меня зауважали и сказали: «Наш человек!». Они назвали меня земляком и с тех пор по-настоящему со мной дружат, — делится своими воспоминаниями Крейг.
Чтобы выжить, американец занялся фотографией. Постепенно качество его снимков достигло такого уровня, что его начали приглашать на работу крупнейшие мировые компании.
Живя в России, Крэйг Рикер никогда не брал уроков русского языка у настоящих преподавателей.
– Моими учителями стали жители деревни: бабушка Ксения и два мужика. Тогда я еще не знал, что в России существует понятие «разговорный мат». Люди на нем не ругались, а просто разговаривали. И однажды, когда я приехал из деревни в Кострому, эта особенность поставила меня в очень неловкое положение, — немного смущаясь, рассказывает писатель.
Крэйга как почетного гостя пригласили на премьеру в костромской драмтеатр. После спектакля ожидался банкет.
– Я надел свой последний приличный американский костюм, который еще не съела моль, и белую американскую рубашку. На банкете я чувствовал себя животным в зоопарке: десятки гостей и актеров рассматривали меня, наблюдали, как я ем.
Когда директор театра налил почетному гостю чай, он спросил: «Мистер Крейг, вы желаете сахар?».
– Все обернулись, а я вежливо ответил: «Нет, спасибо, на х*й не нужно». Ха! Что тут началось! Когда баба Ксения в деревне так отвечала, на нее никто такими глазами не смотрел! У меня ушло около года на то, чтобы избавить свою русскую речь от этого «вежливого» мата. Но даже годы спустя актеры драмтеатра, встречая меня на улице, обращаются ко мне не иначе как «Крейг, на х*й не нужен!». И, похоже, этот конфуз не забудется никогда, — иронично замечает Крейг.
Костромская деревня вдохновила американца на создание книги «Строма», написание которой заняло несколько лет. В основу произведения легла криминальная афера — почти гоголевская история ревизора из Всемирного банка. Действие происходит в 90–е годы ХХ века. Международные аферисты попадают в мистический русский город Строму. Когда-то он был духовным центром России, но волею судьбы потерял первый слог «Ко» своего названия, а вместе с ним — и всю свою магическую силу. Потеря души ввергла город и его жителей в мир лжи, коррупции и зла.
Мэр. Десять миллиардов долларов! Представьте, какие мосты мы не построим!
Кузьмич. Что случилось, мэр? Я видел Марата на главной площади. Он сказал мне, что приезжает инспектор Всемирного банка, чтобы определить, является ли Строма духовным центром России, и еще нес какую-то чепуху. Он еще что-то болтал о десяти миллиардах долларов. Это правда?
Мэр. Боюсь, что да.
Надежды жителей на возрождение города и возврат справедливости связаны с юной красавицей Ольгой, обладающей редким даром предвидения и исцеления больных.
Том. Где вы получили свою силу?
Ольга. Большую часть своего детства я провела с моей прабабушкой. Она прожила сто два года. У нее был маленький деревянный домик на краю болота в лесу. Она-то и научила меня всему. Моя прабабушка сказала, что во времена ее прабабушки для русской девушки было нормальным уметь исцелять людей так, как это делаю я. Только сейчас это кажется странным.
Том. Это волшебство?
Ольга. Нет, тогда это было чем-то обычным.
Закончив английскую версию книги, писатель отправил текст литературному критику в Нью-Йорке, считающемуся экспертом по России и большим знатоком творчества Гоголя. Критик прислал восторженный отзыв.
После этого Рикер отдал текст переводчику, который на днях завершил работу над русским вариантом издания. Теперь автор надеется, что легенда о Строме сможет найти свое место в репертуаре одного из костромских театров.
– Я с замиранием сердца думаю о том, как буду сидеть в зрительном зале и видеть, что происходит на сцене. Теперь, когда мой квест подходит к концу, я чувствую, что готов еще к одному важному шагу — сделать предложение самой прекрасной девушке, которую я встретил в России, — делится своими планами писатель.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости