Новости – Общество
Общество
«Нож должен работать»
Фото: Анастасия Хаски / «Русская планета»
Кузнец Геннадий Добрецов — об особенностях костромского оружейного дела и о том, как делать качественные ножи
11 февраля, 2016 16:07
6 мин
В одном из зданий промышленной зоны Закостромки развернулась кузница. Днем там производят металлические изделия с художественной ковкой, а по вечерам к работе над ножами и кинжалами приступает соарендатор помещения — кузнец Геннадий Добрецов.
– Это процесс интимный, по-другому и не скажешь. Я люблю работать ночью, в темноте. Для меня лучшее время в кузнице — это с 8 вечера и до 3-4 часов ночи. Люблю тишину. Никто не ходит, не дергает, ничем не отвлекает. В суете можно испортить хорошую вещь, придется переделывать. Где-то не успел, прощелкал, не увидел, дернулся, куда-то посмотрел, чуть перегрел — можно выкинуть заготовку, — рассказывает об особенностях ночной работы Геннадий Добрецов.
Увлечением холодным оружием началось очень давно. В 12 лет Геннадий попал в кузницу с отцом, которому ковали нож. Тогда процесс создания изделия из непонятного куска железа произвел на него огромное впечатление.
– С этого все началось. Кажется, я всегда любил оружие. Не знаю почему, не знаю как, но это было всегда. Однако именно в тот момент мне было достаточно один раз увидеть процесс, чтобы заболеть надолго, — вспоминает Геннадий.
Фото: Анастасия Хаски / «Русская планета»
Учился будущий кузнец сам. Первоначально искал старинные книги, посещал оружейные отделы музеев. С интернетом возможностей повышать мастерство стало больше: началось общение с иностранными мастерами, легче пошло освоение новых техник.
Сначала ножи делались в небольших количествах для себя и друзей. Начались эксперименты с изделиями, людям они понравились. Пошла молва, позже стали поступать заказы, началась работа на продажу. Продолжается она уже более десяти лет. Ножи всегда делаются только по индивидуальным заказам. Может быть одна модель, но изделия будут разными. Двух одинаковых ножей практически не бывает, у каждого будет своя особенность.
– Сейчас это стало профессией. По специальности я ювелир, так что делать свою работу старательно мне не привыкать. Как правило, я делаю только рабочие ножи. Заказывают их охотники, рыбаки, туристы. Реже — военные, но они тоже есть. Я не люблю ни травление, ни гравировку, поэтому на рабочем ноже нет ничего лишнего. Главное — это функционал, удобство, эстетика. Однако есть изготовленные мною уникальные ножи, обычно они находятся в частных коллекциях. Есть с резьбой по кости, мозаичные дамаски, есть реконструкции исторических булатов. Пока я не сделал лучшего, есть к чему стремиться, — говорит Геннадий.
Кроме изготовлений изделий под заказ, в кузнице реконструируют образцы старинных ножей.
– Была у меня реконструкция персидских булатов. Обычно они воссоздаются из старинных рисунков. Саму технологию изготовления повторить крайне трудно по той простой причине, что почти не сохранилось достоверных источников о том, какая она была. Те сорта, которые раньше считались одними из самых простых и рядовых, сейчас делают крайне мало. Новые технологии позволяют получить более дорогие сорта. Поэтому получается, что где-то додумал, где-то что-то прочитал, где-то увидел, с кем-то из мастеров поговорил и попробовал свое. Например, в нашем Костромском музее «Гауптвахта» лежат клыч и турецкий ятаган. Захотелось попробовать, получилось воссоздать тот самый рисунок, — рассказывает Геннадий Добрецов.
Изготовление ножа — процесс трудоемкий и долгий. В среднем, весь процесс занимает порядка двух недель. Он включает в себя варку металла, ковку, закалку, шлифовку, полировку, сборку, изготовление ручки и пошив ножен. Материал для рукояток ищется везде по всему миру: на американских форумах и интернет-аукционах, что-то в России. Если где-то увидели хорошую кость или дерево — тут же стараются купить. Несмотря на общий принцип изготовления, в западной и русской оружейной школе существуют очень большие отличия.
– Как правило, западные изделия — это больше картинка, нежели функционал. У нас наоборот. У них много украшений, редко нож обладает хорошими рабочими свойствами. Эстетика своеобразная: большие машины, большой литраж, также и с ножами — они большие. Еще различия в том, что они начали раньше нас работать в направлении художественного дамаска, реконструкции булатов тоже начали проводить раньше нас, — поясняет Геннадий.
Фото: Анастасия Хаски / «Русская планета»
Работы костромских мастеров ценятся за хорошие рабочие свойства, удобство и качество, есть свои покупатели, информация передается из уст в уста. Но, несмотря на увеличивающееся число мастеров в городе, конкуренции нет, есть определенный дух соперничества.
– Соревноваться? А зачем? Работы всем хватает, но каждый старается сделать качественнее остальных. Если у кого-то что-то случилось, и нет возможности быстро сделать какую-то деталь, обращаемся, всегда помогаем друг другу, — разъясняет Геннадий.
Есть мнение, что профессия оружейника всегда будет востребована. Кризис здесь роли не играет. Если человеку нужна определенная вещь, если он видит ее, если она ему нравится, то он ее купит. А вот человек, занимающийся оружейным делом, должен этим жить. Считается, что если делать хорошие вещи, то этим денег не заработаешь. К тому же, в последнее время сильно подорожали расходные материалы, так что большой прибыли ждать не стоит.
– Заработать можно, но миллионером не станешь. Если делать много, дешево и не смотреть на качество, то да, можно этим заработать. Мне это не грозит. Я не могу делать массово, я не могу делать халтуру. Бывает, столько заготовок, но не понравилась форма. Если есть какой-то малейший брак, я сразу ломаю, выкидываю. Репутация нарабатывается очень долго, а потерять ее можно в один день, — резюмирует Геннадий Добрецов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости