Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Встреча с особой формой жизни

Фото: Светлана Розит
«Русская планета» выяснила, как костромские мастера пишут современные иконы и почему рукописный образ должен быть в каждом доме
Светлана Розит
8 августа, 2014 20:16
12 мин
В XVII веке Кострома считалась одним из иконописных центров православной России. Костромские мастера привлекались для художественных работ при царском дворе в расписывании московских и не только храмов. Один из самых значительных русских художников той эпохи Гурий Никитин (Кинешемцев) был уроженцем костромской земли. Костромские иконы, сохраняя традиции на протяжении многих веков, всегда особо ценились и почитались. И сегодня в городе живет своя иконописная традиция. Корреспондент «Русской планеты» побывала в гостях у костромских иконописцев и выяснила, чем отличается современный рукописный образ от традиционного.
Костромские иконописцы школы «Просопон» расположились в доме, построенном еще в начале XIX века. В 1859 году здание было перестроено и расширено по проекту губернского архитектора Алексеева для Духовной консистории. Когда поднимаешься по ступеням этого старинного дома, сразу понимаешь, что пришла в особое, церковное место. Здесь пахнет ладаном, царит тишина и спокойствие. Помещение совсем не большое, но очень светлое и по-домашнему уютное. На стенах иконы и возле каждой хочется остановиться, подолгу стоять и рассматривать. Меня встретили четыре художника: Михаил Акопян, Александр Кошельков, Яна Высоцкая и Александр Ершов. В основном все выпускники художественно-графического факультета Костромского государственного института и все начали писать иконы примерно в одно и то же время — в 1996 году. Тогда же и образовалось содружество костромских иконописцев в Серафимовском братстве костромской епархии. Сегодня они продолжают писать иконы и расписывать храмы.
Михаил: Мы все пришли к иконе каким-то чудесным образом, вначале была встреча, в жизни ведь это главное — встреча, в результате ее случается событие, которое может поменять всю жизнь. Вот и у нас встреча изменила жизнь каждого. Мы все пришли сюда уже в достаточно зрелом возрасте. Менять образ жизни — всегда усилие.
– Кто ваш руководитель?
Михаил: У нас нет административного или авторитарного руководителя, мы содружество равноправных и равнообязанных художников-иконописцев, сознательно выбравших литургический метод иконописания. Мы все его приверженцы и сотрудники. Если говорить кратко, хотя это очень трудно, надо быть простым человеком, а этого надо сподобиться.
Икона соединяет два пространства: видимое и невидимое. Соединяется оно в определенном божественном порядке, а не в хаотичном художестве или ином произволении. Метод соединения — литургический. Пример можно встретить каждый день в церкви в литургии, где происходит соединение Неба и Земли, и тем самым задается метод понимания и осуществления в церкви двух планов бытия. По этому образу происходит и иконописание. Икона становится не столько изображением, сколько явлением одного мира в другом. Каждый художник-иконописец имеет право предложить свой метод, если он обосновывается в двух измерениях — художественном и богословском, сохраняя Предание. Многоступенчатый метод осуществления образа, который мы исповедуем, отвечает этим требованиям.
– Чем отличается современная икона, написанная литургическим методом, от традиционной?
Михаил: Ничем. Это синонимы. Литургический метод проявляет то же церковное предание, выраженное традиционным языком. Предание — это содержание, а наш метод просто придает форму и новые смыслы, даже не новые, а те, которые там всегда были, но время бросает вызов, предлагая новые проблемы, и ждет от традиции ответов на эти вопросы своими методами, а в церкви только один метод — литургический. Мы не предлагаем ничего нового. Проблема современности только и может возникнуть, если есть традиционность.
Яна: Изобразительная культура накопила огромный опыт выражения Красоты. Он формировался не только как художественное ремесло, но и как мир человеческих воззрений. Сейчас возвращение к традициям, которые сложились в XII-XV веках, конечно, есть обращение к открытиям с одной стороны художественного мастерства того времени, а с другой — святоотеческого предания. Мы живем в другом временном пространстве. Поэтому то, что говорит Миша, про поиски формы, относится к многоплановому пониманию и осмыслению традиций и, в то же время, художник ищет формы ее личного переживания, изображения и в этом возможна новизна.
- Литургический метод школы «Просопон» сегодня многие критикуют. Как вы относитесь к критике?
Михаил: Мы с большим интересом рассматриваем критику и находим в ней пользу. Вообще это вопрос этики. Нам интересна критика, которая делается в определенном духе, а он, в свою очередь, диктует форму для высказывания и правильный церковный, братский тон. В этом случае понятно, что высказывающийся остается на высоте темы, о которой он говорит, проявляя тем самым глубину своего понимания церковной традиции. Такая критика особенно ценна, и ее не хватает вообще в сегодняшнем культурном пространстве. Форма имеет значение. Хотя любая критика способствует трезвению.
Александр Ершов: Кроме уточнений в иконографических поисках, критика дает возможность оттачивать не просто художество, но и расширять иконологическую тематику, привлекая в нее широкий круг вопросов, возникающих при соприкосновении искусства и религии.
Яна: Часто критикуют не метод, а вырванные выражения из контекста…
Михаил: ...и вопреки сложившимся канонам художественной критики.
– Первая ваша выставка прошла в 2011 году, а вторая совсем недавно — в начале этого года и обе в Костромском государственном университете.
Михаил: То, что наши выставки проходили в академическом вузе для нас очень значимо и почетно. Мы чувствуем особую ответственность. Нас пригласил университет, Костромская епархия поддержала идею.
Яна: Мне была очень интересна реакция посетителей. Приходили разные люди, но в основном студенты. У всех представление об иконе примерно одинаковое: черная доска в раме. Тут они увидели совсем другое. Было очень много вопросов, выставка сопровождалась лекциями на темы иконописи. Задавались живые, непосредственные вопросы. Выяснилось, что некоторые даже не знают библейских сюжетов. Люди благодарили нас, выходя с выставки, и это было лучшей наградой.
– Как вы думаете, можно говорить о современной костромской иконе, как явлении?
Михаил: Что современная — да, написана в Костроме — да, что икона, тоже да. А вот когда произносится все вместе, звучит как-то преждевременно. Искусствовед, богослов или просто знающий человек, понимая, что оформляется новое явление, может только высказать свое предчувствие. Так говорить еще очень рано.
– В каждом городе икона своя, даже непрофессионалу это бросается в глаза. В чем особенность костромской?
Михаил: В школе используются приемы и формы языка, сформировавшиеся в русско-византийской традиции к концу XVI века. Может быть, мы выглядим не оригинально, но то, что делают наши коллеги, нам очень нравится. А вообще икона рассматривается не географически.
Александр Ершов: Выразительность иконы складывается не только из цвета, света, линии и даже их гармонии, но и из присутствия невидимого: Света, Любви, Премудрости. Например, в Новгородской иконе выразился свет. Московская являет больше агапийное (агапия, греч — любовь — Примеч. авт.) начало, а в Кирилло-Белозерских иконах проявилось соединение и того и другого. Вопросы, поднятые в древности иконописцами, не теряют своей актуальности и сегодня.
– Вы обучаете людей иконописи. Скажите, каждый может написать икону?
Михаил: Основная тема наших иконописных классов, это сам человек — икона, как образ и подобие Божие. Как правило, люди сами нас находят. Как человек открывает для себя икону? С каким багажом и мировоззрением он приходит? У каждого свой путь и это тайна.
Хотелось бы, чтобы люди узнали лучше свою традицию без фольклорных суеверий. Сегодня, мы убеждены, без понимания иконы невозможно понимание самобытности русской культуры.
Александр Ершов: Важно, что в процессе иконописания человек встречается с самим собой, и это уникальный жизненный опыт. Кто-то в этом находит свое призвание и тогда стоит вопрос о дальнейшей профессиональной подготовке. Повышаются требования и степень ответственности. Уже четыре года в Костроме существует постоянная студия для желающих более углубленно изучать иконопись. Также в селе Красном работает народная школа иконописи, созданная при поддержке Красносельского землячества.
– Много желающих?
Михаил: Много. Когда к нам приходят люди и просят обучить, мы сначала предлагаем пройти десятидневные курсы. Находим помещение и с утра до вечера проводим занятия.
Яна: Надо сказать, что эти курсы — не обучение ремеслу, а знакомство с традицией. За десять дней человек сможет написать икону, но это не означает, что он научился иконописи. На это уходит жизнь, мы учимся.
Александр Кошельков: Иконопись помогает людям. Если есть какие-то сомнения или человек не может определиться в своем отношении к Богу и в этот момент встречается с иконой, он входит в церковную традицию. У нас есть примеры, когда после классов люди воцерковлялись сами, и воцерковляли своих близких.
– У вас проходят занятия для детей?
Александр Кошельков: Мы очень хотели бы возродить это направление, которое у нас было. Первые шаги сделаны, но об этом еще рано говорить. Когда-то мы образовались и довольно долго работали в молодежном православном центре «Ковчег» при Серафимовском братстве костромской епархии. Там существовали кружки, шла деятельность по строительству храма, было иконописное направление, где изучалась икона, иконопись и иконопонимание. Потом подключилось детское направление.
Михаил: Идея была в том, чтобы в основе дополнительного образования положить три незыблемых святоотеческих принципа — молитву, рукоделие и послушание. Дети осваивали иконописный язык, рисовали древа, животных, орнамент. Прошли довольно серьезный углубленный курс по усвоению техники, были готовы к тому, чтобы писать иконы. После смены Владыки костромской епархии акценты в «Ковчеге» сменились, и мы, освоив грант, выполнив все обязательства, переехали в другое помещение.
– Какие у вас планы?
Михаил: Наши планы неизменны — писать иконы и как можно дольше. Даст Бог, будем делать выставки, участвовать в конференциях. Надеемся развивать детскую иконописную студию.
– А о чем мечтаете?
Михаил: Хотелось бы, чтобы в России было много иконописных мастерских, где иконы пишутся руками, честно. Сегодня же в основном репродукции, промышленная печать и все это настолько изощренно, что на несколько секунд даже профессионалы впадают в заблуждение. Мы живем в эпоху маленьких и больших подмен, и это тенденция.
Яна: Одно из самых неприятных явлений то, что творческий подход подменяется формальным копированием и не всегда с хороших образцов.
Михаил: Были в России мастерские, которые писали недорогие иконы и каждый мог себе позволить рукописную икону. Надо чтобы в России рукописный образ был в каждом доме. Икона — это встреча с особой формой жизни.
«Русская планета» узнала у протоиерея, наставника костромской Ильинской церкви Виталия Шастина, что думают о современной иконописи священнослужители.
– Костромская современная школа иконописи входит в общецерковный канон, она находится в поиске и продолжает канонические иконописные традиции. Было время, когда от древней практики иконописания стали уходить, но сейчас иконопись возвращается к церковным традициям. Костромские изографы знакомы с иконописной школой Московской духовной академии, с зарубежным опытом, они стараются не только осмысленно писать иконы, но и вести просветительскую работу. Слава Богу, что это не кустарная мастерская, а одна из форм богословского просвещения через икону и, Слава Богу, что костромские иконописцы используют не ремесленный подход, а сопровождают свое делание молитвой и богословским осмыслением.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ